Под покровом Пресвятой Бородицы

 (Статья  Ольги Шустовой)

     Однажды вечером соликамский иконописец Михаил Потапов увидел таинственный свет, излучаемый его иконой Аметистовой Божьей Матери. Это авторская работа Михаила Михайловича: Пречистая Дева в нежно-аметистовом одеянии прижимает к сердцу Младенца Иисуса, который держит в руках алую розу, символ милосердия ко всем страждущим на земле. «Сережа! Сережа! Лик Божьей Матери просиял!»- окликнул Михаил Михайлович своего ученика. Наверное, на склоне лет Михаилу Потапову было дано великое знамение за всю его многотрудную подвижническую жизнь, посвященную служению Богу.

                              Поединок роковой

       Мое знакомство с творчеством Михаила Потапова началось именно с  образа Аметистовой Божьей Матери, о котором убеленный сединами старец рассказывал мне в нашу первую встречу. Михаил Михайлович служил в церкви протодиаконом, когда неожиданно на пороге храма появилась молодая мама с болящим ребенком на руках. Проницательный глаз художника что-то в ней увидел, и Михаил попросил мать с ребенком ему попозировать. И когда, два года назад меня попросили поработать в музее иконописца и египтолога Михаила Потапова, я была просто на седьмом небе от счастья! В мои обязанности входило организовывать выездные выступления по городам Пермского края, рассказывая о наследии знаменитого иконописца и организовывать экскурсии в квартиру-музей. За два года мы с учеником Михаила Михайловича – Сергеем Лапиным провели более сотни выездных выступлений ( не считая экскурсий), каждое из которых превращалась в маленькое приключение. Сказать, что каждое выступление для нас – это огромный стресс, значит, не сказать ничего. Это какой-то поединок между тобой и публикой, зачастую не готовой к подобного рода встречам. Помню смешной случай. Приехали мы на выступление в Губаху. Организаторы постарались: собрали полный зал. С одной стороны студенты, прикованные к  смартфонам и гаджетам, а с другой – местная интеллигенция: поэты, педагоги.  Я начинаю рассказывать об иконописи Михаила Михайловича, читаю стихи, посвященные иконе Божьей Матери, и в этот самый напряженный момент разгневанный преподаватель грозит кулаком расшумевшимся студентам. Весь текст сразу вылетел у меня из головы! Искушения настигали меня почти перед каждым выездным выступлением. Так в Городище, выходя к зрителю, я чуть не проколола глаз какой-то торчащей из стены железякой, которую едва заметила в темноте; на другой выездной экскурсии выступала с высокой температурой и больным горлом (хотя накануне чувствовала себя прекрасно!), в другой раз – с невыносимой мигренью. На наших мероприятиях то пропадал звук, то сгорала проводка, то отказывал монитор! Все эти проделки лукавого я преодолевала с помощью молитвы, мысленно также обращаясь к Михаилу Михайловичу, о котором предстояло рассказывать. Особенно запомнилась мне поездка в Гремячинск. Давняя поклонница творчества Михаила Потапова мать пятерых детей Халида Федоровна организовала нам сразу два выступления. После встречи ко мне подошла гремячинская поэтесса и музыкант Светлана Гаврилина и поблагодарила за то, что мы «несем послание любви», рассказывая о великом иконописце Михаиле Потапове.

                                    Музей как храм

        Музей Михаила Потапова находится в обычной двухкомнатной хрущевке, но переступая порог ее, словно оказываешься … в храме.  Ведь со стен взирают не только огненные лица фараона Эхнатона  вместе со своим семейством, но и невыразимой красоты лики святых. Во втором классе черкасской гимназии маленький Миша увидел картинки по Древнему Египту, и ему показалось, что он жил там, до того эти лица казались ему родными. Мать Мария Ивановна думала, что маленький Миша сошел с ума, так он был одержим страной великого сфинкса и фараонов. Но знакомая семьи, верившая в перевоплощение душ, успокоила маму Миши: «Наверное, душа вашего сына тысячелетия назад жила в Древнем Египте». Любовь к этой загадочной стране Михаил Михайлович пронес сквозь всю свою вековую жизнь, но наряду с этим он был выдающимся иконописцем, награжденным александрийским патриархом орденом святого апостола Марка.  Недаром, на кухне квартиры-музея есть чудотворный образ святителя Николая, с которым связана необыкновенная история. Однажды штукатурка над образом святителя Николая закруглилась  в виде нимба, в другой раз Михаил Михайлович, помолившись перед образом Николая Чудовторца, нашел давнюю пропажу – кольцо с драгоценным перстнем – подарок патриарха. Лично меня поразила история пребывания Михаила Потапова в сталинских лагерях, Когда художника вызвали на допрос на Лубянке, то следователь пристыдила его: «Как вы, советский гражданин, можете верить во Христа?» На это смелый молодой человек резко ответил: «А вы – нехристи, раз вы не верите!» Да на Лубянке за такое могли сразу расстрелять! Разве это не пример самоотверженной веры истинного христианина Михаила Потапова? 

                      «Как дитя на руках матери»

       Один из чердынских храмов украшает чудесная икона Спаса Нерукотворного. Лик Иисуса исполнен сострадания и невыразимой любви, и кажется, что ласковые и вместе с тем строгие очи Спасителя смотрят тебе прямо в душу. Изящные мягкие дуги бровей подчеркивают кротость и милосердие Христа. Местные жители с недавних пор стали замечать, что по молитве перед иконой Спаса Нерукотворного случаются чудеса. Например, кто-то исцеляется от тяжкого недуга, бесплодные женщины становятся счастливыми матерями. Икону в Чердыни почитают как чудотворную. Образ Спасителя принадлежит кисти талантливого иконописца – ученика Михаила Потапова – Сергея Лапина. Много лет назад познакомил их, юношу и старца местный священник Геннадий Сальников. Недавно принявший крещение молодой парнишка Сергей с радостью приобщался к церковным Таинствам, глубоко изучал иконопись. Недаром отец Геннадий представил юного Сережу Михаилу Потапову: «Вот я вам привел помощника и ученика» И это было настоящим знамением свыше. Ведь когда художник жил в Закарпатье, ему приснился сон, будто гуляет он в горах и зовет кого-то: «Сергей!» Наверное, сам Господь прошептал ему имя его единственного ученика… Сергей посвятил свою жизнь служению престарелому художнику, преданно ухаживая за ним, исполняя роль домохозяина, прачки, уборщицы. Как при этом Сергей успевал принимать частых гостей, да еще писать иконы под мудрым руководством своего учителя, уму непостижимо! Когда я приезжала в гости к Михаилу Михайловичу, то не могла не видеть, как  трепетно и благоговейно относится Сергей Иванович к своему учителю, исполняя любой стариковский каприз. Только и слышалось: «Сережа, а что за гости к нам пришли?», «Сережа, принеси мне чаю»! «Сережа, не оставляй меня, никуда не уходи, иначе я умру»! Он, действительно, боялся умереть в одиночестве, и был страстно привязан к своему ученику как отец к сыну. «Он был полностью под моей опекой, как дитя на руках матери!», – делится Сергей. Ученик Михаила Потапова увлеченно проводит экскурсии,  с любовью рассказывая о своем учителя, причем он в подробностях знает, при каких обстоятельствах, была написана та или иная картина. Недавно одна из посетительниц нашего музея на обратном пути, когда мы ехали в машине, произнесла такую фразу: «Я как будто в волшебной сказке побывала! Сейчас в период пандемии людям так не хватает этого душевного тепла, чистоты, святости. Я прикоснулась к святыням великого иконописца, и исцелилась душой»!